Статьи о социальных сетях
Надежность кредитора подтверждается социальной сетью
Необычное использование связей социальной сети дает шанс мелким предпринимателям
Небольшим домашним предприятиям и компаниим мелкого бизнеса иногда для развития требуются дополнительные средства. Чаще всего речь идет о суммах порядка 1-2 тысяч долларов, однако банки неохотно идут на предоставление таких микрокредитов - работа по проверке заемщика и обеспечению возврата кредита превышает потенциальный доход от кредитования. Но домашнее предприятие это тоже бизнес, и когда возникает необходимость расширить дело или обновить оборудование, отыскать источник финансирования бывает непросто.
Эта проблема возникает у миллионов людей по всему миру, по большей части в развивающихся странах - выдача таких микрокредитов поддерживается крупными финансовыми и гуманитарными международными организациями. ООН даже объявила 2005 год Годом микрокредитования, чтобы показать всю важность этого направления бизнеса для борьбы с бедностью и безработицей на всей планете.
Экономическую теорию микрокредитования впервые развил и применил на практике Мухаммед Юнус, бангладешец, получивший образование в США. В 1976 году он организовал банк «Grameen», который за 30 лет своей истории выдал более 4 миллионов кредитов на сумму порядка 5 миллиардов долларов, в основном в самом Бангладеше. В ходе работы банк разработал несколько схем, которые обеспечивали гарантированный возврат кредита и, в некоторых случаях, контроль за его тратой: от простой круговой поруки до механизмов, основанных на рейтингах доверия.
Сегодня в мире насчитывается уже более 16 тысяч финансовых организаций, работающих с микрокредитами. Одна из них, Kiva, выделяется способом своей организации и, возможно, она является знаковым событием для мира социальных сетей. Большая часть общения между кредиторами, заемщиками и посредниками-поручителями происходит через интернет, и осуществляется на базе социльной сети.
Схема работы Kiva показана на рисунке. На сайте организации все желающие могут посмотреть постоянно обновляемый список заявок на получение микрокредита. Если потенциальному кредитору симпатичен какой-то проект или его владелец (почему бы и нет? по статистике сайта видно, что девушкам помогают охотнее), он может внести взнос в его фонд в размере от 25 долларов с помощью своей кредитной карты. Здесь-же отображается сколько еще средств нужно заемщику для развития своего бизнеса. На данный момент все кредиты даются на беспроцентной основе, хотя предполагается что в скором будущем за использование кредита будет начисляться небольшой процент.
Главный офис компании к Кремниевой Долине администрирует сайт и связывается с партнерами на местах, которые общаются непосредственно с нуждающимися в деньгах заемщиками. Когда срок кредита истекает, партнеры собирают с заемщиков деньги и отправляют их в главный офис, где они распределяются всем кредиторам.
Большинство кредиторов дают взаймы немного, но их приличное количество обеспечивает очень скорое накопление необходимой суммы. По каждой заявке на кредит доступна подробная информация о заемщике с фотографией, краткой биографией и описанием его намерений и локальном партнере, а также список уже вложивших средства людей.
Kiva использует возможности социальных сетей для установления связей между мелкими предпринимателями и теми социально-ориентированными бизнесменами и простыми людьми, кто готов помочь несколькими долларами предпринимательским начинаниям в неблагополучных районах земли.
Дата публикации: 12.06.07
Схемы кредитования только не для совка.